«Ночные ведьмы»
В рамках цикла рассказов «Я помню, я горжусь» о Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и кавалеров ордена Святого Георгия .
В октябре 1941 года был сформирован 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Все без исключения должности занимали только девушки (средний возраст которых составлял от 17 до 22 лет) - механики, лётчики, санитарки, наземный состав, ремонтные бригады.
Руководила формированием Марина Раскова — советская лётчица-штурман, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем. Именно она разработала особую тактику нападения, к которой немцы оказались не готовы. Самолеты 588-го ночного авиаполка летали на минимально возможной высоте — таким образом вражеские радары не могли заметить их приближения и подать сигнал тревоги. Как только цель появлялась в поле зрения летчиц, они глушили моторы и их «кукурузники» начинали медленно планировать. Затем девушки сбрасывали бомбы, заводили моторы и улетали домой. Эти внезапные ночные налеты повергли немцев в шок — они не могли взять в толк, как такое вообще возможно.
Основной целью 588-го полка был не максимальный урон (их самолеты не были рассчитаны на то, чтобы поднимать в воздух большие бомбы, его максимальная грузоподъёмность составляла около 300 кг). Однако, многие девушки отказывались брать с собой парашюты и пулеметы для отражения атаки, предпочитая пару лишних бомб. Летчицы изматывали врагов, не давая им спокойно спать. За это фашисты их люто ненавидели и называли «Ночными ведьмами». Впрочем, у возникновения этого прозвища была и другая причина: шум планирующего самолета ассоциировался с шуршанием ведьминой метлы в ночи — тихим приближением зловещей опасности.
Девушки делали за ночь по 8-9 вылетов, а зимой, когда ночи становились длиннее, до 18 вылетов.
За период боевой деятельности летчицы произвели 23 672 боевых вылета и сбросили на врага 2 902 980 кг бомбового груза и 26 000 ампул с горючей жидкостью.
В рамках цикла рассказов «Я помню, я горжусь».
|