#Центральная_библиотека_Таштагола #культуранадом #культуракузбассаонлайн #Вахта_Победы_Кузбасс
О героях былых времён
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд, для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
Е.Д. Агранович
Центральная библиотека присоединяется к движению «Бессмертный полк», так как её работники, как и все россияне, помнят и чтят своих отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны.
Предлагаем вашему вниманию проект «О героях былых времён» в рамках акции «Вахта Победы – Кузбасс», в котором выйдет цикл рассказов о наших родных, воевавших и победивших в Великой Отечественной войне.
Санникова Светлана Вячеславовна, библиотекарь детской библиотеке рассказывает о своём деде.
Мой родной дед, Воробьёв Алексей Константинович, баловнем судьбы никогда не был. Родился в 1916 году в городе Невьянск, бывшей вотчине знаменитого уральского заводчика Акинфия Демидова. Прожил дед трудную, честную и, в общем-то, обычную жизнь простого русского человека. В четырнадцать лет остался круглым сиротой. Первая мировая война унесла жизнь его отца, а вскоре он лишился и матери. Его взяли в свой дом соседи, которые заменили ему родителей и воспитали его как своего родного сына.
В 1935 году встретил мою бабушку, они поженились и переехали жить в Нижний Тагил. К началу войны у них подрастали уже две маленькие девочки — Женя и Нина, моя мама. Так что ему было кого защищать от ненавистных фашистов.
С первых дней войны, как многие его сверстники, мобилизован на фронт, в 399 стрелковый полк 111 дивизии (первого формирования). Дивизия в этот период ведёт ожесточенные бои в районе городов Остров и Псков. Четвёртого июля 1941 года противник, наступавший из Каунаса через Псков, Лугу на Ленинград, в составе двух танковых и пять мотопехотных дивизий, которые поддерживались авиацией, смяв передовые части дивизии, которая дезорганизовано отступила, овладел Островом, потеряв от действий соединения до 1500 солдат и офицеров и 40 танков. 5 июля 1941 года дивизия ведёт бои за Остров двумя полками, частично выбивает врага из города, но затем вновь его оставляет. На 7 июля 1941 года дивизии поставлена задача контратаковать противника в городе Остров с севера. Но немецкие войска упредили в наступлении советские войска, и дивизия вынуждена отойти. К 15 июля 1941 года, восстановившая управление дивизия заняла позиции юго-западнее Луги, и с этого времени до двадцатых чисел августа 1941 года ведёт бои на Лужском рубеже. В этот период идут тяжелейшие бои с превосходящим противником. Немецкая авиация непрерывно бомбит наши позиции, постоянный артобстрел. Враг все больше теснит наши войска и в ночь на 22 июля 1941 года по приказу 111-я стрелковая дивизия начала отход. Утром 24 августа 1941 года части дивизии, следовавшие на северо-запад в районе Ящера встретили противника, и завязали с ним бой на фронте Большая Дивенка — Беково. Вплоть до 2 сентября 1941 года дивизия ведёт бои в том районе. В эти жаркие летние дни на Лужском рубеже шли ожесточенные бои советских бойцов с гитлеровской армией. Гитлеровские войска группы «Север» были задержаны на 45 дней. Благодаря задержке врага на Лужском рубеже удалось возвести необходимые укрепления на подступах к Ленинграду и эвакуировать около 500 тысяч жителей. Если бы не отважные защитники Лужского рубежа - Ленинград был бы захвачен и разрушен фашистами. На Лужском рубеже решалась судьба Ленинграда. В середине августа рубеж был прорван по флангам, в районе Новгорода и Кингисеппа. 26 августа 43 тысячи советских солдат, оборонявших Лужский участок, были окружены, но продолжали сражаться до середины сентября. В окружении в плен попало около 20 тысяч бойцов. Вот так мой дед оказался в окружении. С начала сентября 1941 года остатки дивизии тремя отдельными колоннами начали выход из окружения и к началу октября вышли на западный берег Волхова в районе печально известного Мясного бора. Части дивизии опрокинули гарнизоны противника в Старых и Новых Быстрицах, Ямно и переправились через Волхов численностью до 2500 численного состава. Чтобы понять насколько трудно приходилось солдатам воевать в этих местах, нужно знать, что эта пересеченная местность изобиловала болотами, непроходимыми топями, ручьями, озерами, густыми лесами.
А что такое война на болоте? Драка за каждую кочку. И даже если кочка захвачена — попробуй на ней удержись. Противник так причешет тебя минометами, что будь здоров. В общем, лучше А. Твардовского, который сам бывал в таких переделках, не скажешь:
Бой в лесу, в кустах, в болоте,
Где война стелила путь,
Где вода была пехоте
По колено, грязь — по грудь;
Где брели бойцы понуро,
И, скользнув с бревна в ночи,
Артиллерия тонула,
Увязали тягачи.
По словам поисковиков, работающих в этом районе, солдат наших полегло десятки тысяч, не берегли тогда их наши полководцы. А солдаты были настоящими героями. А вот немцев погибло с гулькин нос.
В марте 1942 года остатки дивизии были выведены в ближайший тыл, где пополнялись. 17 марта 1942 года 111 стрелковая дивизия была преобразована в 24 гвардейскую стрелковую дивизию. Но дед мой уже в ней не воевал.
9 ноября 1941 года он вышел из окружения с оружием в руках, но совершенно один. Так как несколькими днями раньше товарища, с которым они прорывались к своим, застрелил немецкий снайпер, охотившийся за выходящими из окружения советскими солдатами. Дед чудом остался жив. Пролежав на снегу до темноты продолжил пробираться через лес и болото к линии фронта. Полк, в котором дед воевал, попал в окружение, как было сказано раньше, еще в начале сентября. Поэтому зимнего обмундирования еще не было, а были на ногах только легкие летние ботинки. Вышел он из окружения с обморожением ног. Попав в госпиталь, долго лечился. Стопы обеих ног частично пришлось ампутировать. Позже деда комиссовали по инвалидности.
Вернувшись с фронта, работал на Лебяжинском руднике. Трудился добросовестно, постоянно перевыполняя план, награждался руководством рудника, фотография деда не раз попадала на доску почета. В газете «Тагильский рабочий» была напечатана статья о нем.
В начале войны мало было награжденных солдат, тем более из рядового состава. Шли тяжелейшие бои, отступление и неразбериха. Не до наград было в то время. Да и наверно не заслужил он больших наград. Просто был он человеком, выполнившим свой долг перед Родиной и своими родными. После войны награжден был медалями «За Победу над Германией» и «В честь 25-летия Победы».
Синявинское болото
Анатолий Остапишин
75-летию Великой Победы посвящается.
Болото, болото, болото...
Без контура, края и...дна...
В него здесь вгрызалась пехота
И...насмерть стояла она...
В холодной воняющей жиже
По пояс, а то и по грудь,
К траве пригибаясь пониже,
Стараяся не утонуть...
Над нею, как птицы, свистели
Осколки снарядов и мин,..
А люди,в шинелях, хотели
Укрыться в нём,слившися с ним...
Синявинское болото
Молчит в жару, в дождь, даже в снег
Как спасало от смерти кого-то,
Как других… поглотило… навек.
В нём меньше воды, чем металла
С той страшной,с фашизмом, войны:
Оно братской могилою стало,
В коей… тысячи - погребены.
Уже семьдесят пять годов к ряду
Тяжело… - это видит народ,
Останки солдат, как и надо
Поисковикам - отдаёт...
Чтоб стал, каждый… ИЗВЕСТНЫМ, солдатом,
Навек породнившийся с ним
В сорок первом, втором, третьем… клятом...
Мы… память о них… сохраним! |