Славная пора для школьников – каникулы! Времени хватает на всё, и есть возможность чаще бывать в библиотеке. 20 июля, в международный день шахмат, мальчики и девочки совершили путешествие в шахматное королевство. Очень понравился юным читателям рассказ библиотекаря о королевстве, которое не найдёшь на географической карте, незыблемо стоящем более полутора тысяч лет. Ребята услышали имена величайших шахматистов: Бронштейн, Алёхин, Ботвинник, Капабланка, Спасский, Таль, Авербах, Каспаров, Смыслов, Фишер… Творчество больших шахматистов – всегда замечательная страница шахматной истории. Ведь все чемпионы привносили в шахматы что – то новое, прокладывая свой путь к шахматным вершинам. Одним из основных законов шахматной борьбы является взаимодействие фигур. Особая роль в различных видах взаимодействия отводится ферзю и ладьям. Именно от слаженности их действий часто зависит судьба партии. «В смятении и тот, и этот строй, и разгорается всё жарче бой. Ладьи всё время сыплют стрелы с башен, удар слонов безжалостен и страшен», - повествуют о шахматных баталиях строчки из стихотворения Я. Кохановского «Шахматы». Король – самая важная фигура. Если король погиб, партия проиграна. Цель игры – поставить неприятельского короля в безвыходное положение, как говорят объявить ему мат (мат по–арабски – умер). Конь – фигура особенная. Он не ходит, а, скорее, скачет. Недаром есть выражение «ход конём». Пешка, самая слабая боевая единица шахматной армии, ходит только вперёд и только на один шаг. Назад пешке пути нет. Но французский шахматист 18–го века Андре Филидор поэтично определил роль пешки: «Пешка – душа шахмат».
Ребята прочитали и обсудили главу из книги гроссмейстера А.А. Котова «Уральский самоцвет», в которой рассказывается о детстве и юных годах двенадцатого чемпиона мира по шахматам Анатолия Евгеньевича Карпова. Вот уж удивились мальчишки: Карпов научился играть в четыре года! Его первым учителем стал отец Евгений Степанович, он рассказал четырёхлетнему сыну, как ходит конь, слон, ладья, насколько силён ферзь и медлителен король.
Быстро пролетел час общения, дети узнали много нового и интересного. Мальчикам и девочкам захотелось научиться играть в шахматы и поскорее сделать свой первый ход!
|