Среди четырёхсот знаменитых новокузнечан имя Сазыкина Анатолия Семёновича, всю свою жизнь посвятившего литературе. Школьный учитель и преподаватель Новокузнецкого педагогического института (позднее – Новокузнецкого института филиал Кемеровского государственного университета), кандидат педагогических наук, доцент, более десяти лет заведовавший кафедрой литературы, он привил любовь к языку тысячам своих учеников и студентов
Почётный читатель центральной городской библиотеки им. Н. В. Гоголя с 2007 года, Анатолий Семенович стоял у истоков публичных лекций. Еще в 1970-е годы ЦГБ им. Н. В. Гоголя и Новокузнецкий педагогический институт стали регулярно проводить лекторий по литературе. В 21 веке публичные лекции в Гоголевке приобрели особую популярность в связи с именами таких ораторов, как Руслан Сидоров, Тамила Афузова и Анатолий Сазыкин.
Статьи и рецензии Анатолия Сазыкина отличаются глубиной мысли, остротой художественного анализа и восприятия, доброжелательностью в оценках творчества кузбасских писателей, неизменно вызывают интерес у читателей разных возрастов и литературных пристрастий.
Тонкий ценитель и активный пропагандист творчества Любови Никоновой, он посвятил поэтессе ряд статей. Одна из них «Похожи встречи на подарки» опубликована в третьем номере журнала «Огни Кузбасса» за 2016 год.
Чтобы насладиться слогом Сазыкина - филолога, приведём отрывок из его литературного труда:
«Хочется обратить внимание ещё на одну особенность творческой манеры Л.А. Никоновой, проявляющуюся на протяжении ее творческого пути все более плодотворно. Это ее склонность, потребность даже, прибегать к цитированию произведений великой русской классики, черпать из этого чистейшего неисчерпаемого источника мудрости и красоты.
Сошлюсь на мысль А.А. Ахматовой:
Но, может быть, поэзия сама –
Одна великолепная цитата.
Она имела в виду, конечно, что поэзия - это великолепная цитата из Книги Бытия. У Никоновой, человека прекрасно образованного, цитирование, ссылки на русскую литературную классику - эффективнейший способ показать, круг каких культурных ассоциаций, какой сюжет, какой миф втягивается выбранной цитатой в стихи. Самый распространённый способ обращения к классике в её стихах - это использование строк в эпиграфах. Наиболее приоритетны здесь строки из Достоевского, далее Гоголь, Пушкин, Блок, высказывания Святых Отцов, строки из широко распространенных романсов и песен. Но об эпиграфах подробнее скажу чуть позже. Сначала об использовании строк, которые создают огромное подтекстовое ассоциативное поле, таящее в себе очень глубокие смыслы, при невнимательном чтении могущие остаться вообще закрытыми.
Вот первый пример из стихотворения «Любовь странника». Оно в высшей степени драматично по переживанию чувства одиночества, неверия в любовь, какой-то обреченности. Я уже приводил эти последние строки стихотворения:
Душа уже встречалась с тьмой -
и видит тьму на расстоянии.
Никто не станет жить со мной.
И я - ни с кем не в состоянии.
Но, «каплю жалости храня»,
явитесь на пути мучительном -
и заступитесь за меня
пред всемогущим Вседержителем.
Творчество Любови Алексеевны Никоновой - это явление не только, как говорится, региональной литературы, не кузбасской только и уж тем более не нашего только города. Это достояние всей литературы российской, русской. И слава Богу, что она своей поэзией осветила и освятила наш сумрачный город, весь угольный Кузбасс. Она жила с нами, она радовала и будет радовать наш край, «где сугробы огромны и сини», «с цветами земли этой русской».
Без сомнения, доставят удовольствие читателю и другие рецензии А.С. Сазыкина. Например, «Глоток свежего воздуха» (О поэзии Таяны Тудегешевой), «О зиме нашей боли и надежды 1942 года» (К 85-летию Владимира Мазаева) «Литературный портрет шориянки» (О поэзии Любови Арбачаковой) «Жажда правды и красоты» (Рецензия на сборник А. Антонова).
Евгения Кирсанова |